Древние майя расписывали стены дворцов, манускрипты и керамику, а также, возможно, тела человеческих жертв, сброшенных в священный колодец, яркой и необыкновенно стойкой синей краской.
Давно известно, что характерный синий цвет краска приобретала благодаря двумя главным ингредиентам — растительному красителю индиго (его получали из индигоферы красильной, а синтетический индиго по сей день используется для окраски джинсовой ткани) и минералу палыгорскиту, содержавшемуся в местных глинах. Но как майя добились того, что краска не меркла с годами, остаётся загадкой.
Иллюстрация Getty Images. |
Антонио Доменек из Валенсийского университета (Испания) и его коллеги сообщают об обнаружении в составе краски дегидроиндиго. Этот дополнительный пигмент, по-видимому, образовывался в результате окисления индиго под действием тепла во время приготовления краски. «Индиго синий, а дегидроиндиго жёлтый, поэтому присутствие обоих пигментов в различных пропорциях придаёт более или менее зеленоватый оттенок лазури майя, — отмечает г-н Доменек. — Вполне возможно, что майя знали, как получить желаемый оттенок, и регулировали температуру добавлением определённого количества дров в огонь».
В 2008 году американские исследователи заявили, что секретным ингредиентом могла быть копаловая смола, которая использовалась для благовоний. Этот вывод основывался на изучении чаши для воскурений со следами краски. Но г-н Доменек и его коллеги так не считают. По их мнению, в сосуде, выкрашенном заранее, просто подогревали фимиам.
Теперь испанцы работают над выявлением химических связей, благодаря которым органические и неорганические компоненты (то есть индиго и глина) образовывали единый состав. Возможно, в этом и состоит ключ к устойчивости краски.
Пожалуй, самый выдающийся пример её стойкости — это слой синей глины толщиной 4 м на дне естественного провала (так называемого Священного сенота) в знаменитом городе майя Чичен-Ица на Юкатанском полуострове (Мексика). Его обнаружили в 1904 году, и тогда учёные ничего не могли сказать о его происхождении. Сейчас специалисты склоняются к тому, что эта краска находилась на телах людей, которых приносили в жертву.
Результаты исследования опубликованы в журнале Microporous and Mesoporous Materials.