Гранд-Каньон может сколько угодно казаться умопомрачительно огромным, но конкуренты у него всё-таки есть. В Южной Азии течёт река Брахмапутра, которая в Тибете носит название Ярлунг-Цангпо. В том месте, где она меняет направление с восточного на южное, пробиваясь через Гималаи, река образует ущелье Цангпо. Ширина русла равна там всего 200 м, а стены каньона в некоторых местах уходят ввысь более чем на 4 тыс. м. По сравнению с этим Гранд-Каньон выглядит карликом.
Этот невероятный разрез является результатом быстрого роста Гималаев в течение последних 10 млн лет. Большому поднятию земной коры сопутствует большая эрозия: каждый год по всему региону снимается от 5 до 10 мм поверхностных пород, что лишь ускоряет углубление пропасти. Недавние исследования чуть выше по течению от ущелья Цангпо выявили кое-какие интересные детали его истории, а точнее — масштабные наводнения, которые могли выполнить эквивалент тысячелетней работы эрозии за геологическое мгновение.
Намча-Барва, высочайшая вершина ущелья Цангпо (фото 欧阳 可知).
В 2004 году геоморфолог Дэвид Монтгомери из Вашингтонского университета (США) и его коллеги рассказали об открытии отложений, оставленных озёрами, которые сформировали долину Ярлунг-Цангпо, когда река была запружена ледниками. После того как ледники ушли, из озёр вырвалось огромное количество воды (аналог — Ченнелд-скэбленд в Северной Америке). В результате одного из таких наводнений, случившегося примерно 9 тыс. лет назад, было выделено больше воды, чем в озере Эри. Поток мог сдвинуть с места валуны диаметром до 18 м, а метровые камни он нёс как песчинки.
Эрозийный потенциал подобного явления трудно переоценить. Во времена, когда ледники продвигались вниз в долину, наводнения такой величины могли происходить регулярно, потому что разрушенные ледовые дамбы формировались заново за считанные десятилетия. Может быть, эти наводнения и вырезали ущелье Цангпо?
На этот раз г-н Монтгомери и его группа изучили кристаллы циркона в современных речных и паводковых отложениях. Замечательно прочный циркон — своеобразная капсула времени благодаря запертому в нём урану. В данном случае возраст кристаллов смог рассказать о том, откуда они взялись. Ущелье Цангпо начинается близ перехода между коренной подстилающей породой Тибета (молодой) и Гималаев (старой). По возрасту циркона можно судить о том, какой процент отложений — результат эрозии в ущелье, а какой — результат эрозии выше по течению.
Чуть меньше половины осадка, текущего сегодня по ущелью, происходит из него самого. Наводнения, которые случались после разрушения ледниковых запруд, происходили примерно в 150 м над нынешним уровнем реки, поэтому их отложения легко распознать. В этом материале количество осадка из ущелья превышает 80%. Следовательно, наводнения хорошо потрудились над тем, чтобы вырезать каньон.
Возможно, эффективность наводнений связана с тем, что они становились причиной оползней в ущелье, из-за чего материал удалялся сравнительно быстро. Стены каньона настолько круты, что эрозия в его основании могла вызвать обрушение всего вышележащего склона. По оценкам исследователей, одного наводнения могло оказаться достаточно, чтобы выполнить работу, с которой «обычная» эрозия справилась бы только за 1–4 тыс. лет.
Геология много сделала для того, чтобы доказать невозможность катастрофических явлений, напоминающих библейский потоп. Говорилось о том, что геологические процессы протекают медленно, а не одномоментно. Но иногда мифы действительно могут иметь реальную основу.