Камни – вечные, всегда разные, ослепительно прекрасные все до единого нерукотворные творения то ли матери-Природы, то ли неугомонного в своей страсти к прекрасному неведомого божества. Люди рождаются, живут несколько жалких десятков лет и обращаются в тлен, а они не меняются тысячелетиями – и именно их когда-то избрало человечество для того, чтоб оставить о себе память далеким потомкам. Но самоцветы – это не просто предметы роскоши, видевшие знаменитых властителей прошлого, сверкавшие в восточных гаремах и русских теремах; это еще и самый идеальный инструмент для передачи искренних религиозных чувств, ведь вера не имеет времени, а вырезанное в камне священное изображение или текст не стареет, лишь впитывая в себя все новые эманации духовного экстаза. В любой религии мира драгоценные камни занимают не последнее место – начиная с мифических артефактов вроде агатового кубка Святого Грааля и сердоликового кольца пророка Магомета и заканчивая книгами, храмовой утварью, священными изображениями и скульптурами, обильно украшенными самоцветами, а то и выточенными из цельных кусков камня. Но есть и некая промежуточная стадия – предметы культа настолько уникальные и почитаемые, что уже стали легендой при жизни. Именно к ним относится одна из главных и почитаемых святынь буддистов – знаменитый Изумрудный Будда Таиланда.
На самом деле Изумрудный Будда сделан вовсе не из изумруда – статуя высотой 66 см, изображающая Будду, застывшего в традиционной позе «лотоса», целиком высечена из полупрозрачного нежно-зеленого камня, который называют то нефритом, то зеленым халцедоном, потому что состав его до конца неясен. Однако эта загадка – лишь капля в море невыясненных тайн, окружающих блестящую фигуру изумрудного цвета. В зависимости от угла зрения, из глубины статуи словно струится мягкое зеленовато-синее сияние, приводящее верующих в восторг. А возраст Будды до сих пор не определен – тайские хроники по-разному рассказывают историю создания памятника. Одна из самых мистических и популярных – рассказ о древнем монахе Нагасена, который через 500 лет после ухода настоящего Будды в нирвану решил сделать его статую, но не из привычного золота, а из самоцвета, который обладал бы магической силой. Монаху якобы помог индуистский бог Индра – сначала он пытался похитить священный камень Императора Вселенной, потом же, поняв, что великая драгоценность не сможет поменять хозяина, предложил Нагасене в обмен таинственный минерал зовущийся «Изумрудная драгоценность». Семь дней и семь ночей небесное воинство вырезало статую, а потом Индра доставил статую на Землю и возвел чудесный золотой дворец для хранения реликвии… Более прозаическая, но не менее славная легенда – что Будду тайцам подарил царь Ашока, первый индусский правитель, принявший буддизм и повелевший неизвестному скульптору из Греции вырезать чудесную статую.
На самом деле, доподлинно известно, что Изумрудный Будда сменил множество стран и храмов – сначала, до III в. н.э. он находился в Индии, потом его отвезли на Шри-Ланку, оттуда – в Камбоджу, а затем в Сиам. Статуя всегда имела огромное значение для буддистов – в средние века придворные Сиама и Лаоса перед ее ликом приносили присягу верности монарху, владеющему Буддой в данный момент. Долго правители восточной страны боролись между собой за право обладания Буддой – и наконец зеленая фигура, видимо, не вынеся раздоров и смертей по своей вине… исчезла с лица Земли и со страниц исторических рукописей. Вновь нашли ее совершенно случайно – наверное, лишь чудо направило молнию в неприметную ступу в северном Таиланде в 1434 г. – то было сооружение, действительно напоминающее внешне перевернутую ступку или колокол. До грозы никто и не подозревал, что простой храм скрывает в себе столь великую драгоценность – Будда, по легенде, был отчего-то весь покрыт алебастром, который скрыл изумрудный камень. А когда ступа превратилась в обломки, то разгребающие завалы монахи нашли потрескавшуюся алебастровую статуэтку, и в трещинах сверкнуло зеленым… Есть и иная версия: мол, Будду полностью закрыли золотом, которое осыпалось с камня лишь когда Будду из разрушенной ступы перевезли в храм в Бангкоке.
Как бы то ни было, Изумрудный Будда вновь был обретен, и еще 200 лет он кочевал между Таиландом, Сиамом и Лаосом, пока в 1782 г. Рама I, король Таиланда, не построил на территории своего дворца храм, посвященный «Священной Изумрудной Драгоценности», как зовут Будду тайцы. Сам храм, расположенный в сердце Бангкока, выглядит великолепно: каменные стены, увитые золотыми и голубыми цветами, расписанные яркими фресками и украшенные бронзовыми статуями, скрывают в себе роскошный вызолоченный зал, где за дверями, отделанными перламутром, стоит высокий пятиступенчатый величественный трон Будды, который окружают множество золотых фигурок божества меньшего размера, призванных служить фоном для зеленого сокровища, а также две бронзовые, покрытые позолотой и инкрустированные различными самоцветами 3х-метровые статуи коронованного Будды, символизирующие таиландских королей.
Еще в XVI в. монахи два раза в год меняли золотые одежды, «надетые» на статую – имелось «монашеское одеяние» для сезона дождей и «полный королевский наряд» для прохладной погоды. После постройки храма к ним прибавилась и третья «обновка» – легкое «королевское одеяние» для жаркого сезона. Теперь церемония переодевания Будды, проходящая три раза в год – торжественное священнодействие, которое проводит лично правящий король, после чего он окропляет святой водой принцев и придворных, наблюдающих за ним из зала. В последние годы простолюдины ликуют, ведь теперь и им перепадает благословение от королевской руки, но уже вне Зала Посвящения.
Однако в обычные дни посетить храм может любой желающий – в нем всегда хватает верующих, любопытных и туристов, которые или молятся, или приносят Будде дары и подношения, что потом складывают у подножия трона; а кто-то просто любуется на переливающееся зеленое изваяние, будто парящее в полумраке храма в густых ароматах благовоний и отблесках золота. Тайцы верят, что изображение Будды обладает магической силой и способно исцелить душу и тело, исполнить заветное желание или сотворить настоящее чудо.
А может ли на самом деле творить чудеса обычный кусок зеленого минерала неопределенного происхождения, или все это – лишь древнее суеверие?.. Думается, что ответа на этот вопрос, который положил бы конец вечным спорам между атеистами и мистиками, просто не существует – ведь чтобы ощутить воздействие волшебства, сначала надо в него поверить. И один из самых простых способов поверить в чудо – просто войти в старинный храм и взглянуть в древние глаза изящной фигурки из сияющего изумрудно-зеленого минерала – бесстрастные и мудрые, скрывающие за пеленой веков непостижимые тайны бытия.