Мы живем в удивительную эпоху, когда мода на ювелирные украшения из постоянной череды сменяющих друг друга тенденций превратилась в настоящую радугу возможностей, где каждый может найти что-то на свой вкус. Викторианство и модерн, ампир и эллинизм, готика и хай-тек одинаково востребованы и популярны, рядом с деревом и слоновой костью – золото и родий, рубины соседствуют с лазуритом, жемчуг – с пластиком, Китай – с Африкой... Пожалуй, лишь одну четкую направленность можно вычленить из этого многообразия: красочность и яркость окончательно сменили холодную эпоху унисекса, и ныне то, что считалось совсем недавно моветоном и вульгарностью – например, сочетание золота и серебра или разных самоцветов одновременно, крупные полудрагоценные камни – стало нормой и даже обязательством. Мода сказала свое твердое «нет» скуке – и неудивительно, что отобразилось это не только на слабой половине человечества. Вместе с изменениями в тенденциях одежды и обуви, с шелком и бархатом, пастельными красками и вышивкой в мужскую моду пришли украшения, причем по всем признакам пришли они, чтоб остаться надолго.
С чем же связано это явление – ведь пару десятилетий назад мужчина, носивший открыто золотую цепочку, перстень или браслет, немедленно причислялся чуть ли не к представителям криминального мира? На самом деле, истоки самоукрашательства лежат в глубоком прошлом – именно мужчины первыми начали носить драгоценные камни, служившие поначалу исключительно признаками власти и статуса.
К примеру, доказано, что серьги были придуманы… для сильного пола, в качестве отличительного знака. У египтян и ассирийцев серьга была обозначением высокого положения – сам фараон Тутанхамон носил серьги-обручи в обоих ушах! Уже семь тысяч лет назад в Азии изготавливали мужские серьги – кстати, на Востоке было принято носить их парами, на европейском континенте предпочитали одну. Тамерлан завоевывал народы в «компании» двух рубиновых серег. Пираты южных морей, промышлявшие во времена колонизации Америки и Индии, вдевали по сережке после захвата очередного корабля. В Средние века Генрих Навварский ввел моду на серьги, поскольку сам носил золотую серьгу с жемчужиной в правом ухе; ему вторил и русский князь Святослав, предпочитавший серьгу с двумя жемчужинками и рубином. Серьги носили отважные казаки – так отмечали единственного кормильца родителей или последнего из рода, чтоб есаул не посылал его в самое пекло битвы. Серебряную серьгу вдевали в ухо мальчику на Руси, чтоб отличать его в раннем детстве от девочек, носивших две золотые сережки. А в императорской России матрос, впервые пересекший экватор, получал серьгу как памятный знак о «боевом крещении».
Носят серьги и сегодня – причем если недавно это было уделом лишь представителей неформальной молодежи и субкультур, то сейчас многие состоятельные люди вплоть до сорока лет, в основном представители творческих профессий или шоу-бизнеса, не боятся щеголять аккуратной золотой или серебряной сережкой. Конечно, и здесь надо знать меру – «висячие» серьги мужчине не к лицу, а вот простой формы пуссет с полудрагоценным камнем, например с ониксом, жемчугом, или с драгоценным бриллиантом придется кстати.
Кольца – также исконно мужская прерогатива, бывшие наравне с серьгами своеобразными «вверительными грамотами» – один взгляд на материал и местоположение перстня на руке говорил без слов. Даже первое в мире кольцо согласно одному из мифов принадлежало титану Прометею – и сделано было из железа и куска скалы, к которой тот был прикован долгие годы. Мода на перстни была распространена уже во времена Ветхого Завета, а в Риме это украшение помогало отличить патриция от плебея: последним дозволялись лишь железные, первые носили золотые, с изумрудами, рубинами и опалами, камеями из халцедона, берилла и аметиста. Римские богачи разделяли перстни на зимние – более тяжелые, сплошь усыпанные камнями, – и летние, полегче и поизящнее. Золотые кольца-печатки с изображением фамильного знака или герба, оттиском которых подписывали документы, придумали еще в Древнем Египте, а позже переняли в средневековой Европе. Впрочем, если перечислять всех королей и императоров, любивших украшать руки драгоценностями, то имена займут десятки строк – не найдется в истории пожалуй ни одной коронованной особы, не любившей подобные вещицы. Галлы и бритты, индийцы и шумеры, японцы и славяне – у любого народа были свои «любимые» камни для колец, от яшмы до лазурита, от рубина до жемчуга. Потемкин обожал бриллианты, Иван Грозный – сапфиры, Нерон – изумруды, Фридрих Великий – хризопразы, Марк Антоний – опалы, католические князья и кардиналы носили кольца с аметистами…
Надо сказать, что и в наше время перстень остался практически единственным мужским украшением, пережившим годы аскетизма. Сейчас вновь популярны кольца с крупными полудрагоценными камнями, правильных или произвольных форм – горным хрусталем, цитринами, ониксами, аметистами, янтарем, топазами, хризолитами. Бриллианты не рекомендуют носить мужчинам моложе сорока лет, а вот рубин, сапфир или изумруд вполне уместны. Интересны и печатки из золота, серебра, платины или таких металлов как родий, ювелирная латунь или палладий, традиционно использующихся именно в изделиях для сильного пола. Любителям этники можно порекомендовать серебряное кольцо с изображением иероглифа, рун или национального кельтского узора, предпочитающие глэм-рок оценят популярные перстни-«черепа», где глаза обычно делают из рубинов, покрытие – из черной эмали или оникса. Консервативному человеку подойдет простое золотое кольцо с гладкой непрозрачной вставкой темных тонов – это прежде всего гагат, малахит, яшма, змеевик, лазурит. Красиво смотрится и антикварное кольцо с драгоценными камнями или монограммой. Многие ведущие фирмы, такие как Carrera y Carrera, не делают различий между мужскими и женскими перстнями, считая что массивное украшение с полудрагоценным самоцветом хорошо выглядит в обоих случаях.
Браслет – универсальное украшение, которое переживает пик моды у обоих полов. Конечно, их носили и раньше – в Египте золотые, в Европе Средних веков – серебряные; русские цари нашивали окружности из жемчуга, рубинов и изумрудов прямо на рукава своих парадных платьев. Верующие мусульмане и буддисты порой носили браслеты-четки с круглыми бусинами из дерева, нефрита, янтаря или яшмы. Пушкин обладал браслетом из зеленой яшмы, считая его своим любовным талисманом. Нынешние мужские браслеты разнообразны – от золотых цепочек с забавными подвесками-фигурками до каучуковых со вставками из стали и бриллиантов. Форма браслета ограничивается лишь фантазией – так, он может быть сделан из цветных камней, например янтаря, жадеита, гематита, обсидиана, родонита, агата, ограненных в виде галтовки или геометрических квадратов, овалов, шаров, трапеций; может быть тонким серебряным, или витым, украшенным таинственными орнаментами. Однако любые браслеты, кроме классических цепочек из платины или золота, неуместны в официальной обстановке, на деловой встрече или на приеме – браслет подходит для отпуска, молодежной вечеринки или дискотеки, ночного клуба, летней прогулки.
Нашейные украшения для мужчин также постепенно возвращаются в жизнь – кулоном на мускулистой груди уже никого не удивишь. Обычай носить подвеску идет еще из древнейших племенных обычаев, когда воины вешали на шею клык убитого тигра или волка. Возможно, поэтому излюбленная форма «мужского» кулона вытянутая и нередко заостренная снизу, напоминающая тот самый исторический «зуб»; правда, делают нынешние «трофеи» такие фирмы как Dolce&Gabbana и Stephen Webster из кораллов, оникса, гематита, кахолонга или слоновой кости. Необработанный самоцвет тоже красиво смотрится на тонкой цепочке или шнурке; однако нет сомнения, что не за горами времена, когда мужчины станут блистать ювелирно выполненными фигурными медальонами и подвесами с драгоценными камнями, как делали это их предки в XV-XVII веках – например, славился своими подвесками из жемчуга, изумрудов и розового кварца то в форме лебедя, то в виде каравеллы, знаменитый британский мореплаватель Фрэнсис Дрейк. Нательный крест в последние годы становится светским украшением – вырезанный из оникса или агата, инкрустированный самоцветами, оправленный в золото или серебро он не менее актуален, чем пресловутые «клыки». Впрочем, есть еще одна альтернатива – золотая цепь без каких-либо «добавок». Эта безделушка больше не считается признаком отсутствия вкуса, если только не сочетать ее с деловым костюмом. Кстати, крупные цепочки вовсю носили европейские короли и римские патриции.
Если вы все же не чувствуете себя готовым к тому, чтоб последовать зову моды, и предпочитаете скромность и умеренность во всем, то для вас есть еще один тип мужского аксессуара – запонки, появившиеся в XVIII веке и подходящие к любой самой строгой одежде. Родословную свою запонки ведут от застежек на перчатках, и выпускаются всеми известными марками ювелирных изделий, такими как Chopard, de Grisogono, Graff, Tiffany, Bvlgari и Cartier, из любых металлов со вставками от бриллиантов до цветной эмали и лаков. Кстати, запонки из родия, иридия, палладия и латуни не менее респектабельны, а горный хрусталь, лунный камень, тигровый глаз или оникс в данном случае «сработает» не хуже чем изумруд или танзанит. Запонки не должны «кричать» о себе или искусственно завышать статус своего владельца. Форма их – любая, от кругов или квадратов до цветов, фигурок животных, логотипов изготовителя, цвет зависит исключительно от гаммы костюма.
А вот специально подбирать запонки в тон к зажиму для галстука не стоит: сейчас это так же не модно, как туфли, сумка и ремень одного цвета и материала. Зажимы эти произошли от драгоценных булавок для бантов и жабо XIX века и постепенно приобретали все более вытянутые и строгие очертания, хотя «начинали» бриллиантовыми змейками и первыми буквами имени владельца. Впрочем, и сегодня можно найти зажим в форме самолетика, ракетки, монограммы – однако это удел экстравагантных личностей, а для деловой встречи предпочтителен неяркий зажим с небольшой вставкой, возможно из перламутра, оникса или циркона.
По всем признакам мы переживаем настоящий взлет интереса к украшениям для сильного пола – так называемую третью волну, идущую вслед за пышным Средневековьем и самоцветным буйством Рима. Что ж, история тяготеет к повторению – хотя «женский взгляд» на ювелирное искусство плотно укоренился в сознании, в нем, как выяснилось, осталось место и для маленьких слабостей сильных парней, которым порой хочется купить что-то не только в подарок любимой, но и «для себя». И не может не радовать, что мужчины наконец отошли от сухой функциональности, чтоб добавить в свою жизнь немного драгоценных красок.