SAMOCVET.com - ВСЕ О КАМНЯХ И МИНЕРАЛАХ

 

Металлы и сплавы

 

Говоря о ювелирных украшениях, мы обычно в первую очередь думаем о сверкающих самоцветах, блистающих в изысканных кольцах, ожерельях или браслетах. Однако у украшения есть и еще один важный компонент – ведь каждому камню нужна достойная оправа, которая надлежащим образом оттенит красоту минерала, подчеркнет его достоинства и надежно закрепит камень. А для оправы используют металлы – древнейшее и одно из самых важных для человечества открытие.

Сначала в Европе знали только семь металлов – золото, серебро, свинец, медь, ртуть, олово и железо. Так продолжалось до 18-го века, когда к ним добавились платина, алюминий и многочисленные металлические сплавы. Самым основным металлом испокон веков считалось золото – алхимики называли его «царем металлов», его символизировало солнце, а символом серебра была луна. Неизвестно, когда впервые появился прообраз ювелирного украшения из золота со вставкой из самоцветного камня – однако известно, что на протяжении человеческой истории золото было не единственным материалом для оправы. Во времена античности изготавливали украшения из бронзы и даже железа, в Средневековье активно использовали медь, серебро и позолоту, алюминий носили в 19-м веке, мельхиор – в 18-м, платина стала символом эпохи ар деко… Сегодняшний рынок предлагает нам огромное разнообразие украшений и предметов декора из всевозможных металлов и сплавов, а разнонаправленные модные тенденции, признающие популярными одновременно несколько различных течений, позволяют не ограничивать фантазию. И украшение из традиционного золота, и изделие из необычного алюминиевого сплава найдет своего хозяина – выбор зависит только от ваших личных стилевых предпочтений.

Золото – первый металл, с которым познакомился древний человек. Первые найденные золотые украшения относятся к шестому тысячелетию до н.э. Его знали на всех континентах, и издавна оно служило не только материалом для изготовления украшений, утвари и оружия, но и меновым эквивалентом, прообразом денежных знаков. Именно из золота отчеканили первые монеты, причем изначально ценность монеты определялась ее весом – до 1971 года все бумажные деньги имели обеспечение в золотых слитках. Золото всегда было признаком богатства и знатности – воздействие на психику человека желтого блеска сравнимо разве что с сиянием алмазов. Памятен греческий миф о царе Мидасе, который умер от голода, потому что все, к чему он прикасался, становилось золотым. Интересно, что золото в отличие от серебра не стареет и может лежать в земле веками, не теряя внешней презентабельности. Как металл для ювелирных украшений золото популярно и сегодня, но в чистом виде оно не используется – применяются только сплавы, причем чем дешевле изделие, тем ниже его проба и содержание собственно золота (то, что продается у нас в обычных ювелирных, имеет 585 пробу, т.е. 58% золота, остальное – медь, никель или серебро). В зависимости от второго компонента сплава, золото может быть не только желтым, но и белым, розовым, красным, зеленым, серым или коричневым. Считается, что соприкосновения золота с кожей очень полезно – это усиливает потенцию и репродуктивные функции организма, укрепляет дух, усиливает иммунитет и даже продлевает жизнь на 10-20 лет, если носить его на правой руке. И, конечно, золото притягивает к своему обладателю деньги и успех в делах.

Для того, чтобы ощутить на себе благотворное воздействие золота и насладиться золотым блеском, совершенно не обязательно выкладывать тысячи долларов за украшение из желтого золота высокой пробы – достаточно приобрести изделие из ювелирного сплава или любого другого металла, покрытого позолотой. Самый древний способ позолоты – оклеивание тончайшей золотой фольгой, описанное еще Гомером. Золотобойное искусство – умение получать из самородков золотые листки – знали и в Древнем Египте, где золотыми листками покрывали деревянные носилки фараона, и в Киевской Руси, где золотили маковки церквей, и в доколумбовой Америке – конкистадоры были поражены, обнаружив, что многие золотые самородки на самом деле сделаны из меди и позолочены лишь снаружи. Индейцы использовали другие способы золочения – опускали медную деталь в щелочной раствор золота и кипятили, после чего золото оседало на медной поверхности, или же многократно отжигали уже содержащий немного золота медный сплав, благодаря чему поверхностный слой, из которого удалялась медь, обогащался золотом. Эти два способа переняли европейцы, и в немного измененном виде их используют даже сегодня. Однако наиболее часто применяют золочение в гальванической ванне – изделие опускают в синеродистое золото, через которое пропускается ток.

Серебро стало известно человеку чуть позже золота – уже в пятом тысячелетии до н.э. в Древнем Египте его употребляли для создания украшений. До второго тысячелетия до н.э. серебро было редким и ценилось выше золота. Инки владели богатейшими серебряными рудниками, изготавливая из серебра оружие, домашнюю утварь и ритуальные предметы. Император Нерон повелел подковать серебром всех своих коней и мулов. В богатых домах Европы со Средних веков обязательно было «фамильное серебро» – столовые приборы, кубки, блюда и супницы с вензелями и гравировкой передавались из поколения в поколение. Как материал для посуды серебро особенно хорошо подходит благодаря своей бактерицидности – о способности серебра обеззараживать и очищать воду и пищу знали еще в древности, недавно же это было доказано учеными, серебро может уничтожить 650 видов бактерий. Мистически серебро ассоциируется с Луной и женским началом, оно защищает от злых духов и колдовства, усиливает интуицию, успокаивает и смягчает характер. Инки звали серебро «лунными слезами», египтяне – «костями бога Ра». Используется серебро и для изготовления фото- и кинопленки. Сегодня серебро вновь возвращает себе утраченную популярность – особенно красивы этнические украшения из серебра, часто серебро комбинируют с золотом. По-прежнему делают из серебра оружие и столовые приборы, статуэтки и мелкие предметы декора. Очень красиво сочетание матового блеска серебра с глубокой гравировкой, чернение по серебру, кружевное серебряное плетение. Иногда вместо серебра применяется другой металл или сплав с последующим посеребрением путем опускания в гальваническую ванну. Покрывают дополнительным слоем серебра и серебряные изделия для замедления окисления и потемнения металла.

Платина известна человеку с древних времен – платиновые украшения делали в Южной Америке еще 2000 лет назад. По-испански “platina” означает «малое серебро», «серебришко» – такое пренебрежительное название дали металлу конкистадоры в 16-м веке, считая что пользы от него никакой. До 18-го века на нее не обращали внимания – это и к лучшему, иначе сегодня платины бы не осталось вовсе? ведь уже сейчас этот металл встречается в 35 раз реже, чем золото. Первыми использовать платину начали алхимики, когда обнаружили удивительную огнестойкость металла – его употребляли для создания алхимических тиглей и инструментов. Впервые ввел платину в моду ювелир Луи Картье, который выпустил в конце 19-го века коллекцию украшений из платины и бриллиантов. После этого платина превратилась в предмет желания светских модниц, ведь благородный белый цвет металла как нельзя лучше оттенял сияние драгоценных камней. Платина чрезвычайно пластична, прочна, не вызывает аллергии и не тускнеет со временем. Сегодня она стала эталоном стиля, особенно часто применяется платина для изготовления обручальных и помолвочных колец с бриллиантами – она стала символом нерушимости брачных уз и прочности любовного союза. Именно в платину оправлен знаменитый бриллиант Кох-и-нор, являющийся гордостью английского королевского дома. В чистом виде ее не используют – обычно это сплав платины и палладия в соотношении 95:5, этот сплав зовут «белым золотом». Часто комбинируют платину и с желтым золотом – такие сочетания особенно красивы. Украшения из платины выпускают Tiffani, Van Cleef & Arpels, Bvlgary. Используют платину не только в ювелирном деле – платиновые сплавы применяются в медицине, химической и электронной промышленности.

По легенде, однажды неизвестный принес римскому императору Тиберию кубок, сделанный из неизвестного металла, цветом как серебро, но при этом необычайно легкого. Опасаясь обесценивания серебра, Тиберий приказал казнить дарителя… А ведь если бы он поступил по-другому, то алюминий – именно из него и был сделан кубок – стал бы известен человечеству гораздо раньше 19-го века. Поначалу он, белый как серебро, не подверженный влиянию окружающей среды, ценился выше золота. История использования алюминия начинается с создания ювелирных украшений – в середине 19-го века каждая светская дама имела несколько украшений из алюминия с драгоценными камнями, обладали такими украшениями в английской и французской королевских семьях. Постепенно он вышел из моды и обесценился, однако отдельные ювелиры, например Рене Лалик, продолжали создавать украшения с участием легкого белого металла. Сегодня же алюминий и алюминиевые сплавы – популярный материал для бижутерии и недорогих, но стильных украшений с полудрагоценными камнями. Мягкий блеск алюминия позволяет разглядеть самый тонкий выгравированный узор и полностью сохраняет натуральный цвет вставки. Для декоративной отделки поверхности алюминиевых украшений и защиты от коррозии применяют анодирование – изделие помещают в электролит (насыщенный содово-солевой раствор) и пропускают через него ток, чтобы создать на поверхности защитную голубовато-серую пленку. Особенно хороши алюминиевые сплавы для изготовления серег – легкий металл не оттягивает мочку и не создает нагрузку на кожу.

Бронза – первый в истории сплав металлов, который дал название целой эпохе человечества. Название ее происходит от имени древнего итальянского морского порта Брундизий, куда в четвертом тысячелетии до н.э. привозили купцы медь и олово – местные мастера и освоили массовое производство сплава этих двух металлов. Наивысший расцвет бронза получила в Древнем Риме и Древней Греции, где из нее отливали гигантские статуи богов и героев. Активно использовали бронзу и для изготовления предметов быта, украшений, посуды. В эпоху Возрождения интерес к бронзе вспыхнул в Европе, а потом и в России – из нее делали копии древних статуй, церковную и домашнюю утварь, детали мебели, оружие и колокола. Бронза всегда соседствовала с натуральным камнем – она прекрасно сочетается с мрамором, змеевиком, яшмой, обсидианом и другими самоцветами. Особенно красива позолоченная бронза рядом с зеленым малахитом. Патина, зеленоватый или коричневый налет, который появляется в результате окисления металла, является признаком антикварной ценности бронзового изделия – часто бронзу покрывают и искусственно нанесенной патиной для повышения декоративности. Среди бронзовых изделий особенно популярны реплики или вариации на тему антикварных изделий 18-19 вв. Иногда изготавливают из бронзы и ювелирные украшения для сильной половины человечества – кулоны, запонки, пряжки.

В начале 18-го века в Европу завезли из Китая «китайское серебро» – изделия из белого металла, похожего на серебро, но значительно превосходящего его по твердости. Металл этот являлся сплавом меди, цинка и никеля, и носит сегодня название нейзильбер, что означает «новое серебро». Вид нейзильбера, состоящий главным образом из меди и никеля, зовется мельхиором, причем внешне два металла практически не различаются. Нейзильбер уже два века является популярным материалом для создания оружейной гарнитуры, посуды, столовых приборов, декоративных деталей, ювелирных украшений. В Швейцарии с 1850 г. из него чеканят разменную монету. Он легко полируется, хорошо воспринимает гравировку, чернение, резные узоры, а с помощью специальных растворов можно придать ему различные оттенки. Сам по себе нейзильбер очень похож на серебро, причем обычно его еще дополнительно покрывают посеребрением. Раньше почти в каждом доме в СССР был набор «мельхиоровых ложечек» с черненым рисунком – их ценили не меньше, чем серебряные приборы, тем более что со временем нейзильбер не темнеет и не гнется.

Для создания ювелирных украшений сегодня многие ювелиры используют смесь, которую таинственно называют «ювелирным сплавом». В отличие от бронзы или нейзильбера, чей состав определен много веков назад, состав ювелирного сплава, из которого сделано то или иное кольцо или брошь, трудно определить даже профессионалу, потому что он постоянно меняется и варьируется. Обычно это сплав благородных металлов (золота, серебра, платины или палладия) с металлами цветными (медью, цинком, кадмием, никелем, оловом). Состав сплава не влияет на внешний вид изделия при покупке, потому что цвет определяется самым основным компонентом, но позже во время носки украшение может и оставлять следы на коже и одежде, и быстро чернеть или зеленеть, и легко сломаться. Поэтому, чтобы не выбрасывать деньги на ветер, украшения из сплавов, ни в коем случае нельзя покупать «с рук», потому что даже если сплав действительно содержит указанные в пробе 40-50% золота, то остальная часть состава может включать в себя дешевые добавки, делающие изделие хрупким и недолговечным.

Выбирая сегодня ювелирное украшение или интерьерное изделие из полудрагоценных камней, мы имеем перед нашими предками огромное преимущество – если они были поставлены в жесткие рамки существующей моды, то мы можем действительно ощутить на себе свободу выбора. Предпочитаете ли вы индийскую этнику или романтический модерн, античную классику или пышность крупных прозрачных камней – вы всегда сможете подобрать то, что понравится именно вам и полностью сочетается с вашим индивидуальным стилем. Сегодня мы покупаем украшения, созданные по мотивам древних скифских или греческих кулонов и печаток, а через несколько тысяч лет наши потомки будут разглядывать те украшения, что радуют нас сегодня, и удивляться мастерству ювелира, создавшего такую прекрасную вещь, и гадать, каковы же были люди из этого таинственного далекого двадцать первого века.

 
Комментарии Комментировать
 
Комментировать