Аметист - камень цвета темного вина«Амефис - есть камень цветом вишнев, а родится в Индии, сила того камня такова: пьянство отгоняти, мысли лихие отдаляти, добрый разум делает и во всех делах помощен. А ще, кто этого камени изопьет, то неплодного плодным делает... воинских людей от недугов оберегает». Русский «Азбуковникъ», 1672.
С тех пор, как были написаны эти строки, аметисты стали находить не только в Индии, но и в России русские камни получили в наследство ворох легенд, мифов и историй о камне цвета темного вина. Самая известная из них – древнегреческая легенда, объясняющая такой цвет камня она рассказывает о нимфе Аметис, превращенной в камень богиней Дианой для спасения от любовных притязаний Диониса, который и облил каменную нимфу вином. В похожем древнеримском мифе прекрасная дева Аметис случайно стала объектом гнева Бахуса, который разозлился на непочтение людей и поклялся затравить зверями любого, кто попадется ему первым. Поэтому аметист стал олицетворять физическую и духовную сдержанность его носили первые христиане, традиция укрепилась, и аметист стал камнем духовенства он даже стал считаться помoщником от пьянства и бесплодия. В Древней Греции и Риме на аметисте вырезали геммы, на которых обычно изображали мифических персонажей (Медузу Горгону, богиню Фортуну, Вакха, Сатира) или императоров и знаменитых граждан. В Санкт-Петербургском Эрмитаже можно увидеть коллекцию гемм на аметисте (в основном, это золотые перстни) I века до н.э. – II века н.э. Для гемм брали густо-фиолетовые прозрачные камни, поэтому изображение виноградных гроздьев, как на гемме с головой богини Фортуны, смотрится особенно эффектно и натурально, ведь цвет винограда похож на цвет аметиста. Это сходство и стало основой для прекрасных поэтических историй о «непьянеющем» камне, дающем трезвость ума. Греки были не единственными, кто давным-давно полюбил аметист и слагал о нем легенды. У древнеегипетской царевны Меререт, дочери фараона Сенусерта III, жившей почти три тысячи лет назад, был пояс из темных аметистовых бусин и золотых голов пантер – защитниц людей. Египтяне уделяли особое внимание материалам, из которых изготавливались ювелирные изделия. Так, аметист они считали проводником потусторонних сил, поэтому делали из него амулеты в форме сердца и клали на грудь мумиям. Любовь к этому лиловому камню достигла своего апогея в XVII веке, когда аметист ценили выше рубина, лорда драгоценных камней, и особенно популярен он был у мужчин. Поэтесса Татьяна Лестева в лирическом цикле «Цветы земли» говорит об аметисте:
Ты, аметист, красив всегда, Почему же лиловый аметист стал символом печали и разделил судьбу александрита: получил славу вдовьего камня? «В старину один из супругов, потерявший свою половину и не имевший помыслов о новом браке, носил аметист именно как символ верной, неизменной любви к ушедшему из жизни супругу. Этот обычай явно навеян церковью: происходит отождествление понятий вера и верность. Отсюда еще одно название аметиста – вдовий камень» (В. Н. Дав, « аметист лихие думы отгоняет»). Однако и купринский царь Соломон дарил любимой Суламифи ливийские аметисты, «похожие на ранние фиалки, распускающиеся в лесах». И не только литературные любовники дарили друг другу украшения с этими самоцветами: было поверье, что аметист вызывает любовь к дарящему его. Оно основано на расшифровке шумерских надписей, сделанных на знаменитых глиняных табличках три тысячи лет назад: « аметист способен вызвать любовь к дарящему, прежнюю любовь заменяет в равнодушие, а сердце для новой открывает. Остерегайтесь его, женщины обрученные или замужние». Возможно, из-за этого в XIX веке не принято было дарить аметисты замужним дамам и юным девушкам, а сам аметист в шутку прозвали «камнем старых холостяков». Одной из причин богатого мифического наследия аметиста и его известности у разных народов мира является его широкая распространенность на всех континентах. аметист – наиболее драгоценная разновидность кварца, который является одним из самых распространенных на земле минералов. Известны на весь мир аметистовые месторождения Среднего Урала, ныне, увы, выработанные или заброшенные: в районе деревни Мурзинки – Ватиха, Тальян, Липовка. В России камень Бахуса очень высоко ценился: в короне царицы Ирины Годуновой (жены царя Федора Иоанновича и сестры Бориса Годунова), поражавшей современников роскошнейшими нарядами и драгоценнейшими украшениями, чередовались с сапфирами насыщенного пурпурного цвета аметисты. Еще в XVII веке монахи Соловецкого монастыря добывали аметист на Терском берегу Кандалакшского залива Белого моря его использовали для украшения церковной утвари, одежд священников и перстней. В Оружейной палате Московского Кремля хранятся оклады икон «Вседержитель» и «Богоматерь Смоленская» XVII века, украшенные аметистами, а также инкрустированный ими же переплет «Морозовского Евангелия». Поэт Максимилиан Волошин называл аметист «молитвенным алтарем» по давней традиции христианские священники (и православные, и католические) носят перстни с аметистами, поэтому аметист называют архиерейским, пастырским, кардинальским, епископским камнем. Мыс Корабль Терского берега знаменит своими аметистовыми щетками – сростками кристаллов на подложке. Об этом месте как источнике самоцветов упоминается в летописях XVI века. Европейские монархи тоже не обошли своим вниманием каменную фиалку: знаменитый британский скипетр с алмазом «Звезда Африки» (часть самого большого в мире алмаза Куллинан) украшен также большим шаровидным аметистом. А в 1760 году для австрийской эрцгерцогини и императрицы Священной Римской империи Марии Терезии мастером Михаилом Гроссом была изготовлена брошь-букет, украшенная аметистами и считающаяся шедевром ювелирного искусства. И в наше время «пурпурные агаты» остаются любимейшими камнями в «Империи Самоцветов» есть и гладкий широкий серебряный перстень с квадратной формы лиловым аметистом, и великолепный кулон с крупным овальным камнем в современной фантазийной огранке, и бусы из полупрозрачных плоских овальных бусин, и браслет, как будто с руки какой-нибудь средневековой королевы. аметист демонстрирует богатую гамму оттенков: от розоватого, лилового, синевато-сиреневого до темно-лавандового, густо-фиолетового, пурпурного с красными отблесками цвета. Поэтесса Серебряного века Тэффи, вдохновленная великолепием аметиста, создала цикл стихов « аметист», посвященный этому самоцвету. В одном из стихотворений этого цикла она говорит о способности камня менять цвет:
Побледнел мой камень драгоценный, Удивительно, но аметист в той или иной степени обладает александритовым эффектом: он действительно изменяет свой цвет в зависимости от освещения. Конечно, этот эффект выражен не очень сильно, но можно заметить, что камень слегка темнеет. С давних пор за подобными камнями закрепилась слава предсказателей погоды считается даже, что они способны управлять ею, например, отвести от своего владельца шторм, ураган и т.д. И эти мифы не так уж безосновательны: при резком ухудшении погоды освещенность неба меняется, но человеческому глазу это может быть поначалу незаметно, а аметист, благодаря своим физико-оптическим свойствам, уже меняет оттенок. Так получается, что многие легенды и мифы имеют под собой основу из наблюдений за природой, нашедших позже подтверждение в научных фактах. Не однажды в рассказах и поверьях об аметисте подмечен его успокаивающий эффект, способность наводить на размышления. Фиолетовый цвет из всех цветов спектра более других обладает успокаивающим воздействием на человеческую психику. Его значение во многих культурах – мудрость, миролюбие, спокойствие, воздержание, созерцательность, высокая духовность. Кроме того, аметист получил прозвище «солдатского камня», так как по поверьям уберегает от ранений во время боевых действий. « аметист своим фиолетовым цветом гасит душевную боль и тревогу, успокаивает и навевает добрые мысли. Этот камень принадлежит стихии Воздуха и считается лучшим талисманом Водолеев. аметист полезен всем духовно развитым людям. Он наполнит их ауру положительной энергией и добрыми намерениями» (Ю. О. Липовский, «Найди свой камень»). Эти свойства навеяли Иннокентию Анненскому строки его стихотворения « аметисты»:
Когда, сжигая синеву, Удивительные и прекрасные природные образования - аметистовые щетки. Но под воздействием прямых солнечных лучей они светлеют и выцветают до обычного кварца. Другое дело аметистовые жеоды – округлые полости в породе, выстланные внутри кристаллами. Внешне такая жеода выглядит как обычный валун, но если разрезать или расколоть ее – взгляду открывается великолепие, сотнями тысяч лет скрытое от людских глаз. аметистовые жеоды – поистине сказочные сокровищницы самые красивые и большие из них находят в Южной Америке: Бразилии, Уругвае. Из Бразилии родом знаменитая трехглавая аметистовая жеода высотой 93 сантиметра из московского музея имени Ферсмана. Но даже она не сравнится с недавно обнаруженной в Уругвае огромной продолговатой жеодой ее высота – 3,27 метра! А весит она 2,7 тонны. И кристаллы, выстилающие ее, имеют глубокий, насыщенный фиолетово-пурпурный цвет, высоко ценимый и не так часто попадающийся. Императрица Уругвая (так назвали жеоду) находится в Австралии, в подземном музее-пещере. Этот удивительный музей построил любитель минералов, которому и принадлежит право добычи в уругвайской аметистовой шахте, откуда родом гигантская жеода. Он, как и многие другие люди, навсегда п опал под чары аметиста и других самоцветов эти люди слагают о них легенды, любуются ими, а некоторые, как Максимилиан Волошин, большой любитель камней, пишут о них стихи:
В них горит вечерний океан,
|